художник картина
Портрет Карла Павловича Брюллова

Карл Павлович Брюллов

Karl Pavlovich Briullov

12.12.1799 Санкт-Петербург - 23.06.1852 Марчано, близ Рима

Из истории живописи: Классицизм

Картины Карла Павловича Брюллова [25 картин]


Краткая информация:

Карл Павлович Брюллов, русский живописец и рисовальщик. Брат А. П. Брюллова. В 1823-35 и с 1850 жил в Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека («Вирсавия», 1832), драматической напряженностью образов («Последний день Помпеи», 1830-33), реалистическими тенденциями, тонким психологизмом (портрет М. Ланчи, 1851, автопортрет, 1848). Блестящий мастер парадного портрета («Всадница», 1832).

Биография Карла Павловича Брюллова

Наряду с А. А. Ивановым — наиболее известный мастер русского изобразительного искусства романтизма.

Раннее творчество. Брюллов в Италии

Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву, Брюллов учился в Академии художеств (1809-21) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил и работал там в 1823-35. Впечатления «полуденного края», его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и композиция, эмоциональный, теплый колорит («Итальянский полдень», 1827, Русский музей; «Вирсавия», 1832, Третьяковская галерея). Он выступает и как мастер светского портрета, превращая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии [«Всадница (Дж. и А. Паччини)», 1832, там же].

«Последний день Помпеи»

Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико, У. Тернера и др.) — произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами. Брюллову удалось изобразить охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент ее исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной исторической картины-итога, которую вся русская живопись 19 века осознавала в качестве своей сверхзадачи.

«Последний день Помпеи» производит фурор — как на родине мастера, так и за рубежом. В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью (1834), назвав ее «полным, всемирным созданием», где «все отразилось», — отразилось в образе «сильных кризисов, чувствуемых целой массой». Политический заряд «Помпеи» чутко ощутил и А. И. Герцен («Новая фаза русской литературы», 1864).

Восточные мотивы

Другие большие исторические замыслы Брюллова, с помощью которых он мечтал повторить успех «Помпеи», остаются неосуществленными или осуществленными лишь частично (эскиз «Нашествие Гензериха на Рим», 1833-35, Третьяковская галерея). В 1835, по пути из Италии на родину, он создает зарисовки Восточного Средиземноморья, сочетающие мечтательный лиризм с тонкой археологической и бытовой наблюдательностью. Позже восточные мотивы оживают в картине «Бахчисарайский фонтан» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина, 1849, Музей А. С. Пушкина, г. Пушкин) и примыкающих к ней набросках на гаремную тему.

Брюллов в России

Торжественно встреченный на родине как первый художник России, он, побуждаемый императором Николаем I, обращается к русскому прошлому. Но картина «Осада Пскова Стефаном Баторием» (1836-37, Третьяковская галерея) не стала новым шедевром, поскольку в ней не удалось достичь убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории. Художник с увлечением берется за монументально-декоративные проекты; антично-мифологические мотивы обретают полнокровную жизненность в эскизах росписей Пулковской обсерватории, прежде всего, в композиции «Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом» (Третьяковская галерея). Этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора (1843-48) проникнуты внутренней силой и величием, однако и здесь, как в Пулкове, конечные результаты (исполненные при участии П. В. Басина и других) оказываются значительно холоднее исходного замысла. Гораздо задушевнее многие малые вещи Брюллова, например, акварели к произведениям Александра Дюма-отца и других авторов (в том числе к «Арапу Петра Великого» А. С. Пушкина, 1847-49, Третьяковская галерея), — их иронический лад предвосхищает стилистику «Мира искусства».

Портреты

Портрет остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно. Он по-прежнему пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными красочными и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини», около 1842, Русский музей). Иное, созерцательно-спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей («Поэт Н. В. Кукольник», 1836; «Скульптор И. П. Витали», около 1837, оба — в Третьяковской галерее; «В. А. Жуковский», 1837-38, Киевский музей Т. Г. Шевченко; «И. А. Крылов», 1839, «А. Н. Струговщиков», 1840, оба — в Третьяковской галерее). К данному циклу примыкает и «Автопортрет» (1848, Третьяковская галерея), написанный теплым тоном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья. С 1849 Брюллов, слабея от болезни, живет на о. Мадейра, а с 1850 — в Италии. И в последний период своей жизни мастер создает экспрессивные, полные тонкой духовной грации портреты («Археолог М. Ланчи», 1851, Третьяковская галерея; неоконченная картина «Дж. Титтони в образе Жанны д`Арк», 1852, частное собрание, Рим), согретые поэтичным юмором зарисовки народного быта.

Влияние

Будучи профессором Академии художеств в 1836-49, Брюллов оказал большое воздействие на русское изобразительное искусство и как педагог. Однако непосредственные представители брюлловской школы (Я. Ф. Капков, П. Н. Орлов, А. В. Тыранов, Ф. А. Моллер и др.), сами по себе интересные мастера жанровой и религиозной картины, а также портрета, в целом лишь продолжали стилистику учителя, ничем существенным последнюю не обогатив. К романтической школе Брюллова примыкал как художник и Т. Г. Шевченко, который тоже был его учеником.

Известные картины Карла Павловича Брюллова :

Брюллов, Карл Павлович. Бахчисарайский фонтан

Бахчисарайский фонтан. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Вирсавия

Вирсавия. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Всадники (Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар)

Всадники (Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар). Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Всадница

Всадница. Брюллов 1832 г.

Брюллов, Карл Павлович. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Итальянский полдень

Итальянский полдень. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году

Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет археолога Македанджело Ланчи

Портрет археолога Македанджело Ланчи. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет баронессы И.И.Клодт, жены скульптора П.К.Клодта

Портрет баронессы И.И.Клодт, жены скульптора П.К.Клодта. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией

Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. Брюллов 1830 г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского

Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского. Брюллов 1837 г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского

Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского. Брюллов 1836 г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет графини О.П.Ферзен на ослике

Портрет графини О.П.Ферзен на ослике. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной

Портрет графини Ольги Ивановны Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной. Брюллов 1834 г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет детей Волконских с арапом

Портрет детей Волконских с арапом. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет князя Михаила Андреевича Оболенского

Портрет князя Михаила Андреевича Оболенского. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью

Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью. Брюллов 1840 г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет писателя Александра Николаевича Струговщикова

Портрет писателя Александра Николаевича Струговщикова. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника

Портрет писателя Нестора Васильевича Кукольника. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности

Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком

Портрет Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой

Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой. Брюллов 1841 г.

Брюллов, Карл Павлович. Портрет сестёр Шишмарёвых

Портрет сестёр Шишмарёвых. Брюллов  г.

Брюллов, Карл Павлович. Последний день Помпеи

Последний день Помпеи. Брюллов  г.


Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше
Скачать Adobe Flash Player

Rambler's Top100

актёрские курсы спб