художник картина
Портрет Николы Пуссен

Никола Пуссен

Nicolas Poussin

01.06.1594 Вийер, близ Лез-Андели, Нормандия - 19.11.1665 Рим

Из истории живописи: Классицизм

Картины Николы Пуссен [81 картина]


Краткая информация:

французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е годы, «Аркадские пастухи», 1630-е годы); величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года», 1660-1664).

Биография Николы Пуссен

Первый парижский период (1612-1623)

Сын крестьянина. Учился в школе в Лез Андели, не выказывая особого интереса к искусству. Первым опытам Пуссена в живописи содействовал Кантен Варен, расписывавший в Андели церкви. В 1612 юный Пуссен приезжает в Париж, где поступает в мастерскую Ж. Лаллемана, а затем Ф. Элле Старшего. Увлекается изучением античности, по гравюрам знакомится с живописью Рафаэля. Значительную роль в его судьбе играет встреча с итальянским поэтом Дж. Марино, интерес которого к античной и ренессансной культуре повлиял на молодого художника. Единственными сохранившимися произведениями Пуссена парижского периода являются исполненные пером и кистью рисунки (Виндзорская библиотека) к поэме Марино; под его влиянием родилась и мечта о поездке в Италию.

Первый римский период (1623-40)

В 1623 Пуссен приезжает сначала в Венецию, затем в Рим (1624), где и остается до конца жизни. Биограф художника А. Фелибьен отмечает, что «все его дни были днями учения». Сам же Пуссен замечает, что «ничем не пренебрегал» в своем стремлении «постичь разумную основу прекрасного». Его привлекает живопись Караваджо и болонцев, скульптура античного и барочного Рима. Значительную роль в формировании Пуссена как художника-интеллектуала и эрудита играет знакомство с Кассиано дель Поццо — его будущим покровителем, знатоком античности, обладателем великолепного собрания рисунков и гравюр («бумажного музея»), благодаря которому Пуссен стал бывать в библиотеке Барберини, где познакомился с трудами философов, историков, античной и ренессансной литературой. Свидетельство тому рисунки Пуссена к трактату Леонардо да Винчи о живописи (Эрмитаж).Первой работой, исполненной в Риме, было полотно «Эхо и Нарцисс» (1625-26, Лувр) на мотив поэмы «Адонис» Марино. Эта поэтическая работа стала началом серии картин 1620-30-х годов на мифологические сюжеты, воспевающих любовь, вдохновение, гармонию природы. Большую роль в этих картинах играет пейзаж («Нимфа и сатир», 1625-1627, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Венера и сатиры», 1625-1627, Национальная галерея, Лондон; «Спящая Венера», 1625-1626, Лувр). Преломление античного наследия происходит у художника сквозь призму образов Тициана, об увлечении живописью которого свидетельствует идиллическая умиротворенность образов, золотистые звучные краски.Тему тициановских «поэзий» художник продолжает развивать и в сценах «Вакханалий» 1620-30-х годов (Лувр; Эрмитаж; Национальная галерея, Лондон), полотнах «Триумф Вакха» (1636, Лувр) и «Триумф Пана» (1636-1638, Национальная галерея, Лондон), ища форму воплощения, отвечающую в его представлении античному пониманию радости жизни как необузданной стихии природы, счастливой гармонии духа.За несколько лет пребывания в Риме Пуссен обрел признание, о чем свидетельствует заказанный ему образ для собора св. Петра «Мученичество св. Эразма» (1628-1629, Ватиканская пинакотека, Рим). Художник изобрел нетрадиционный путь, идя не от работ мастеров барокко, подчеркивающих религиозную экзальтацию, и не от полотен караваджистов: в передаче стоического сопротивления святого он находил опору в натуре, а в живописной манере следовал передаче эффектов дневного света на открытом воздухе.С конца 1620-х годов и в 1630-е годы Пуссена в большей степени привлекает историческая тематика. Он ждет в ней ответа на волнующие его нравственные проблемы («Спасение Пирра», 1633-1635, Лувр; «Похищение сабинянок», 1633, частное собрание; «Смерть Германика», 1627, Палаццо Барберини, Рим). Картина «Смерть Германика» на сюжет из римской истории Тацита, заказанная кардиналом Барберини, считается программным произведением европейского классицизма. Сцена стоической смерти известного полководца, отравленного по приказу императора Тиберия, воплощает образец доблестного героизма. Спокойны и торжественны позы клянущихся в отмщении его воинов, группа которых образует продуманную, легко читающуюся композицию, Фигуры написаны пластически выразительно и уподоблены рельефу. Трагический акт смерти на величественном античном ложе воплощен в сцене, полной гражданского пафоса. Как и в классической трагедии с большим количеством персонажей, развернутое многоплановое повествование заставляет думать, что Пуссен использовал так называемый перспективный ящик (этот метод был известен и другим мастерам 16-17 вв.), в котором, расставляя восковые фигурки, находил ритмически четкое построение композиции. Это написанное в период увлечения тициановскими идиллиями полотно выразило эстетическое кредо Пуссена — «не только наши вкусы должны быть судьями, но и разум».Осмысление нравственных уроков истории художник продолжил в серии «Семь таинств» (1639-1640, Лувр), заказанной Кассианом дель Поццо. Трактуя таинства (Крещение, Причащение, Исповедь, Покаяние, Миропомазание, Брак, Соборование) в виде евангельских сцен, он стремится придать каждой многофигурной композиции определенный эмоциональный настрой. Композициям полотен присуща рационалистическая продуманность, колорит суховат и строится на сочетаниях немногих цветов.

Второй парижский период (1640-1642)

В конце 1640 под нажимом официальных кругов Франции Пуссен, не желающий возвращаться в Париж, вынужден вернуться на родину. Указом короля он назначается руководителем всех художественных работ, что восстанавливает против него группу придворных живописцев во главе с С. Вуэ. Пуссену поручаются алтарные композиции, аллегории для кабинета Ришелье, убранство Большой галереи Лувра. За уподобление героев христианской истории античным вызвал нарекания написанный им для церкви иезуитов алтарный образ «Чудо св. Франциска Ксаверия» (1642, Лувр). Не завершив работ, окруженный враждебностью придворных, он решает возвратиться в Рим. Высокие художественные идеалы вступают в противоречие с интригами в придворной среде. В написанном по заказу Ришелье панно «Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора» (Художественный музей, Лилль) Пуссен в аллегорической форме выразил историю своего краткого пребывания при дворе. В нем звучит не только смысловой подтекст — композиция панно в форме тондо строится по строго классицистическому принципу, изменить которому в угоду рокайльным вкусам он не счел нужным.

Снова в Италии (1643-1665)

Пуссен снова много времени посвящает рисованию с натуры. Мир, воплощенный в его живописи, рационалистичен и спокоен, в рисунке — полон движения и порыва. Эмоциональные, исполненные пером и кистью пейзажи, зарисовки архитектуры, композиционные наброски не подлежат строгому контролю рассудка. В рисунках — живые впечатления от наблюдения природы, наслаждение волшебством игры света, таящегося в листве деревьев, в глубине неба, в тающих в дымке далях.С другой стороны, художник создает «теорию модусов», вдохновляясь античной эстетикой. Каждый из модусов означает для него определенную разумную основу, которой мог бы пользоваться художник, стремящийся к логической сдержанности, определенной «норме». Например, для сюжетов строгих и полных мудрости мог быть избран «дорический модус», для веселых и лирических тем — «ионический». Но в нормативной эстетике художника заключалась огромная жажда красоты, вера в идеалы нравственно прекрасного.Программным произведением позднего творчества Пуссена явилась вторая серия «Семь таинств» (1646, Национальная галерея, Эдинбург). Классически строгое композиционное решение сочетается с внутренней эмоциональной психологической насыщенностью образов. Поиском гармонии чувства и логики отмечены и полотна «Моисей, иссекающий воду из скалы» (1648, Эрмитаж), «Великодушие Сципиона» (1643, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушк ина, Москва), в которых выражена мечта о героической личности, своей волей побеждающей бедствия и нравственно наставляющей людей.В конце 1640-х годов Пуссен пишет серию пейзажей («Пейзаж с Полифемом», 1648, Эрмитаж; «Пейзаж с Диогеном», Лувр), выражая в них преклонение перед грандиозностью природного мира. Фигурки античных философов, святых, монахов едва заметны в полном космического величия ландшафте. Героический образ природы Пуссена на несколько столетий станет примером создания идеального пейзажа, в котором натура и идеализация сосуществуют в гармонии, полной величественного и торжественного звучания.Высшим олицетворением этой гармонии стал цикл из четырех полотен «Времена года» (1660-1665, Лувр), завершенный в год смерти. Каждое полотно («Весна», «Лето», «Осень», «Зима») выражает определенный настрой художника в его индивидуальном видении идеала и натуры, в них заключена жажда красоты и познания ее законов, размышление о жизни человека и общечеловеческом. Полотно «Зима» было последним в серии. В нем выражена идея смерти, не раз присутствовавшая в произведениях Пуссена, но здесь обретающая драматическое звучание. Жизнь для художника-классициста была торжеством разума, смерть —олицетворением его гибели, а результатом тому — охватившее людей безумие во время изображенного художником Всемирного потопа. Библейский эпизод соотнесен в своем вселенском звучании с небольшим циклом человеческого существования, нарушенным Стихией.На автопортрете (1650, Лувр) художник изобразил себя мыслителем и творцом. Рядом с ним профиль Музы, словно олицетворяющей власть над ним античности. И в то же время это образ яркой личности, человека своего времени. В портрете воплощена программа классицизма с его приверженностью натуре и идеализации, стремлением к выражению высоких гражданских идеалов, которым служило искусство Пуссена.

Известные картины Николы Пуссен :

Пуссен, Никола. Тайная вечеря

Тайная вечеря. Пуссен Вторая треть 17 века г.

Пуссен, Никола. Вакханалия перед изваянием Пана

Вакханалия перед изваянием Пана. Пуссен Около 1634-1635 г.

Пуссен, Никола. Триумф Нептуна ("Вакханалия" Ришельё). Фрагмент

Триумф Нептуна ("Вакханалия" Ришельё). Фрагмент. Пуссен 1634-1637 г.

Пуссен, Никола. Орфей и Эвридика

Орфей и Эвридика. Пуссен Вторая треть 17 века г.

Пуссен, Никола. Похищение сабинянок

Похищение сабинянок. Пуссен 1637-1638 г.

Пуссен, Никола. Триумф Нептуна ("Вакханалия" Ришельё)

Триумф Нептуна ("Вакханалия" Ришельё). Пуссен 1634-1637 г.

Пуссен, Никола. Великодушие Сципиона

Великодушие Сципиона. Пуссен Вторая треть 17 века г.

Пуссен, Никола. Акид и Галатея

Акид и Галатея. Пуссен Около 1629-1630 г.

Пуссен, Никола. Триумф Нептуна ("Вакханалия" Ришельё). Фрагмент

Триумф Нептуна ("Вакханалия" Ришельё). Фрагмент. Пуссен 1634-1637 г.

Пуссен, Никола. Битва израильтян с аморреями. Фрагмент

Битва израильтян с аморреями. Фрагмент. Пуссен Около 1624-1630 г.

Пуссен, Никола. Аркадские пастухи (Et in Arcadia ego)

Аркадские пастухи (Et in Arcadia ego). Пуссен 1650-1655 г.

Пуссен, Никола. Святое семейство с ангелами

Святое семейство с ангелами. Пуссен Около 1625-1630 г.

Пуссен, Никола. Танкред и Эрминия

Танкред и Эрминия. Пуссен 1649 г.

Пуссен, Никола. Святое семейство на лестнице

Святое семейство на лестнице. Пуссен Вторая треть 17 века г.

Пуссен, Никола. Похищение сабинянок

Похищение сабинянок. Пуссен 1637 г.

Пуссен, Никола. Ревекка у колодца с Елиезером, приехавшим сватать ее за Исаака

Ревекка у колодца с Елиезером, приехавшим сватать ее за Исаака. Пуссен 1648 г.

Пуссен, Никола. Пейзаж с Пирамом и Тисбой

Пейзаж с Пирамом и Тисбой. Пуссен 1651 г.

Пуссен, Никола. Вакханалия с лютнисткой

Вакханалия с лютнисткой. Пуссен 1627-1628 г.

Пуссен, Никола. Явление Девы Марии Иакову. Фрагмент

Явление Девы Марии Иакову. Фрагмент. Пуссен 1629-1630 г.

Пуссен, Никола. Аркадские пастухи

Аркадские пастухи. Пуссен Около 1629-1630 г.

Пуссен, Никола. Эхо и Нарцисс

Эхо и Нарцисс. Пуссен Около 1629-1630 г.

Пуссен, Никола. Вдохновение поэта

Вдохновение поэта. Пуссен 1630 г.

Пуссен, Никола. Царство Флоры. Фрагмент

Царство Флоры. Фрагмент. Пуссен 1631 г.

Пуссен, Никола. Поклонение золотому тельцу

Поклонение золотому тельцу. Пуссен 1633-1637 г.

Пуссен, Никола. Святое семейство

Святое семейство. Пуссен Около 1645-1650 г.

Пуссен, Никола. Цикл картин "Четыре времени года". Лето. Фрагмент

Цикл картин "Четыре времени года". Лето. Фрагмент. Пуссен 1660-1664 г.

Пуссен, Никола. Мученичество св. Эразма

Мученичество св. Эразма. Пуссен 1628-1629 г.

Пуссен, Никола. Смерть Германика. Фрагмент

Смерть Германика. Фрагмент. Пуссен Около 1628 г.

Пуссен, Никола. Смерть Германика. Фрагмент

Смерть Германика. Фрагмент. Пуссен Около 1628 г.

Пуссен, Никола. Ринальдо и Армида

Ринальдо и Армида. Пуссен 1635 г.

Пуссен, Никола. Последнее помазание

Последнее помазание. Пуссен 1636-1639 г.

Пуссен, Никола. Похищение сабинянок. Фрагмент

Похищение сабинянок. Фрагмент. Пуссен 1637-1638 г.

Пуссен, Никола. Моисей высекает воду из скалы

Моисей высекает воду из скалы. Пуссен 1649 г.

Пуссен, Никола. Пейзаж с Полифемом

Пейзаж с Полифемом. Пуссен 1649 г.

Пуссен, Никола. Автопортрет

Автопортрет. Пуссен 1649-1650 г.

Пуссен, Никола. Цикл картин "Четыре времени года". Весна

Цикл картин "Четыре времени года". Весна. Пуссен 1660-1664 г.

Пуссен, Никола. Нарцисс и Эхо

Нарцисс и Эхо. Пуссен Вторая треть 17 века г.

Пуссен, Никола. Оплакивание Христа

Оплакивание Христа. Пуссен Вторая треть 17 века г.

Пуссен, Никола. Святое семейство с ангелами. Фрагмент

Святое семейство с ангелами. Фрагмент. Пуссен Около 1625-1630 г.

Пуссен, Никола. Триумф Флоры

Триумф Флоры. Пуссен Около 1627-1629 г.

Пуссен, Никола. Триумф Флоры. Фрагмент

Триумф Флоры. Фрагмент. Пуссен Около 1627-1629 г.

Пуссен, Никола. Триумф Флоры. Фрагмент

Триумф Флоры. Фрагмент. Пуссен Около 1627-1629 г.

Пуссен, Никола. Мученичество св. Эразма. Фрагмент

Мученичество св. Эразма. Фрагмент. Пуссен 1628-1629 г.

Пуссен, Никола. Смерть Германика

Смерть Германика. Пуссен Около 1628 г.

Пуссен, Никола. Избиение младенцев

Избиение младенцев. Пуссен Около 1628-1629 г.

Пуссен, Никола. Явление Девы Марии Иакову

Явление Девы Марии Иакову. Пуссен 1629-1630 г.

Пуссен, Никола. Снятие с креста

Снятие с креста. Пуссен До 1630 г.

Пуссен, Никола. Кефал и Аврора

Кефал и Аврора. Пуссен Около 1630 г.

Пуссен, Никола. Мор в Азоте

Мор в Азоте. Пуссен Около 1630-1631 г.

Пуссен, Никола. Мор в Азоте. Фрагмент

Мор в Азоте. Фрагмент. Пуссен Около 1630-1631 г.

Пуссен, Никола. Царство Флоры

Царство Флоры. Пуссен 1631 г.

Пуссен, Никола. Царство Флоры. Фрагмент

Царство Флоры. Фрагмент. Пуссен 1631 г.

Пуссен, Никола. Моисей высекает воду из скалы

Моисей высекает воду из скалы. Пуссен 1633-1635 г.

Пуссен, Никола. Переход через Чермное море

Переход через Чермное море. Пуссен 1633-1637 г.

Пуссен, Никола. Крещение

Крещение. Пуссен 1636-1639 г.

Пуссен, Никола. Пан и Сиринга

Пан и Сиринга. Пуссен 1637 г.

Пуссен, Никола. Время и Истина, аллегория

Время и Истина, аллегория. Пуссен 1641 г.

Пуссен, Никола. Пейзаж с евангелистом Матфеем

Пейзаж с евангелистом Матфеем. Пуссен 1642 г.

Пуссен, Никола. Пейзаж с похоронами Фокиона

Пейзаж с похоронами Фокиона. Пуссен 1648 г.

Пуссен, Никола. Ревекка у колодца с Елиезером, приехавшим сватать ее за Исаака. Фрагмент

Ревекка у колодца с Елиезером, приехавшим сватать ее за Исаака. Фрагмент. Пуссен 1648 г.

Пуссен, Никола. Автопортрет

Автопортрет. Пуссен 1649 г.

Пуссен, Никола. Экстаз апостола Павла

Экстаз апостола Павла. Пуссен 1649-1650 г.

Пуссен, Никола. Воображаемый пейзаж

Воображаемый пейзаж. Пуссен Около 1650 г.

Пуссен, Никола. Пейзаж с Пирамом и Тисбой. Фрагмент

Пейзаж с Пирамом и Тисбой. Фрагмент. Пуссен 1651 г.

Пуссен, Никола. Смерть Сапфиры. Фрагмент

Смерть Сапфиры. Фрагмент. Пуссен 1654-1656 г.

Пуссен, Никола. Отдых на пути в Египет

Отдых на пути в Египет. Пуссен 1655-1657 г.

Пуссен, Никола. Цикл картин "Четыре времени года". Лето

Цикл картин "Четыре времени года". Лето. Пуссен 1660-1664 г.

Пуссен, Никола. Цикл картин "Четыре времени года". Лето. Фрагмент

Цикл картин "Четыре времени года". Лето. Фрагмент. Пуссен 1660-1664 г.

Пуссен, Никола. Мидас и Вакх

Мидас и Вакх. Пуссен Вторая треть 17 века г.

Пуссен, Никола. Младенца Юпитера вскармливают молоком козы Амалфеи

Младенца Юпитера вскармливают молоком козы Амалфеи. Пуссен Вторая треть 17 века г.

Пуссен, Никола. Пейзаж с Пирамом и Тисбой. Фрагмент

Пейзаж с Пирамом и Тисбой. Фрагмент. Пуссен 1651 г.

Пуссен, Никола. Христос и неверная жена

Христос и неверная жена. Пуссен 1653 г.

Пуссен, Никола. Христос и неверная жена. Фрагмент

Христос и неверная жена. Фрагмент. Пуссен 1653 г.

Пуссен, Никола. Смерть Сапфиры (Сепфоры?)

Смерть Сапфиры (Сепфоры?). Пуссен 1654-1656 г.

Пуссен, Никола. Рождение Вакха

Рождение Вакха. Пуссен 1657 г.

Пуссен, Никола. Пейзаж с двумя нимфами

Пейзаж с двумя нимфами. Пуссен 1659 г.

Пуссен, Никола. Цикл картин "Четыре времени года". Весна. Фрагмент

Цикл картин "Четыре времени года". Весна. Фрагмент. Пуссен 1660-1664 г.

Пуссен, Никола. Цикл картин "Четыре времени года". Зима

Цикл картин "Четыре времени года". Зима. Пуссен 1660-1664 г.

Пуссен, Никола. Цикл картин "Четыре времени года". Зима. Фрагмент

Цикл картин "Четыре времени года". Зима. Фрагмент. Пуссен 1660-1664 г.

Пуссен, Никола. Аполлон и Дафна

Аполлон и Дафна. Пуссен 1660-1665 г.

Пуссен, Никола. Св. Цецилия

Св. Цецилия. Пуссен Вторая треть 17 века г.


Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше
Скачать Adobe Flash Player

Rambler's Top100

Салон красоты китай-город сделать маникюр. актёрские курсы спб