художник картина
Портрет Эдуара Мане

Эдуар Мане

Edouard Manet

23.01.1832 Париж - 30.04.1883 Париж

Из истории живописи: Импрессионизм

Картины Эдуара Мане [76 картин]


Краткая информация:

французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия», обе — 1863), создавал произведения на бытовые, исторические, революционные темы. Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия («Завтрак в мастерской», 1868; «Бар «Фоли-Бержер», 1881-1882). В 1870-х годах обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей», 1874).

Биография Эдуара Мане

Годы учения

Родился в семье крупных чиновников. Рисовать начал еще в коллеже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра, известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). В отличие от многих своих современников-новаторов, надолго не задерживавшихся в мастерских профессоров, Мане провел у Кутюра шесть лет, усваивая навыки четкого рисунка и его моделировки цветом, законы композиционного построения. Мане много путешествует, посещает Нидерланды, Австрию, Италию, а позже Германию, Испанию и Англию. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Уничтожив работы, исполненные в мастерской Кутюра, он решает начать работать самостоятельно, выставляется в парижском Салоне.

Мане и Бодлер. Испанская тема

Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг; сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина; Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга, изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей д'Орсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра.

«Завтрак на траве» и «Олимпия»

В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей д'Орсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей д'Орсе, Париж). В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран; в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша. К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей д'Орсе, Париж). В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.

Сближение с Золя, Моне и импрессионисты

После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. В картине «Балкон» (1868, Музей д'Орсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Его увлекают возможности пленэрной живописи, мазок в его картинах становится более дробным, способным чутко улавливать и передавать нюансы изменчивой жизни природы. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне).

Поздние произведения

В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей д'Орсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Скучающая барменша на фоне огромного зеркала, в котором отражается зал с посетителями и полуфигура пытающегося с ней заговорить клиента, кажется одинокой среди великолепия разноцветных бутылок с яркими наклейками и с цветной фольгой на горлышках, цветов в бокале и фруктов в хрустальной вазе. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Непосредственными ученицами Мане являлись Б. Моризо, Е. Гозалес и М. Кэссет, однако он оказал значительное влияние на всю группу художников-импрессионистов.

Известные картины Эдуара Мане :

Мане, Эдуар. Клод Моне в своей мастерской (Аржантей)

Клод Моне в своей мастерской (Аржантей). Мане 1874 г.

Мане, Эдуар. Завтрак

Завтрак. Мане 1863 г.

Мане, Эдуар. Олимпия

Олимпия. Мане 1863 г.

Мане, Эдуар. Мальчик с вишнями

Мальчик с вишнями. Мане 1858-1859 г.

Мане, Эдуар. Любитель абсента

Любитель абсента. Мане 1859 г.

Мане, Эдуар. Музыка в саду Тюильри

Музыка в саду Тюильри. Мане 1862 г.

Мане, Эдуар. Молодая женщина в испанском наряде

Молодая женщина в испанском наряде. Мане 1862 г.

Мане, Эдуар. Испанский певец

Испанский певец. Мане 1860 г.

Мане, Эдуар. Портрет мадемуазель Викторен в костюме тореадора

Портрет мадемуазель Викторен в костюме тореадора. Мане 1862 г.

Мане, Эдуар. Букет сирени

Букет сирени. Мане 1883 г.

Мане, Эдуар. Натюрморт. Розы и сирень

Натюрморт. Розы и сирень. Мане 1883 г.

Мане, Эдуар. Бар в "Фоли-Бержер"

Бар в "Фоли-Бержер". Мане 1881-1882 г.

Мане, Эдуар. Портрет Берты Моризо с букетом фиалок

Портрет Берты Моризо с букетом фиалок. Мане 1872 г.

Мане, Эдуар. Дом в Рюэе

Дом в Рюэе. Мане 1882 г.

Мане, Эдуар. Нана

Нана. Мане 1877 г.

Мане, Эдуар. Портрет Евы Гонсалес в ателье Мане

Портрет Евы Гонсалес в ателье Мане. Мане 1870 г.

Мане, Эдуар. Берег Сены близ Аржантея

Берег Сены близ Аржантея. Мане 1874 г.

Мане, Эдуар. Большой канал в Венеции

Большой канал в Венеции. Мане 1874 г.

Мане, Эдуар. Портрет госпожи Мане на синей софе

Портрет госпожи Мане на синей софе. Мане Около 1880 г.

Мане, Эдуар. Клематис в хрустальной вазе

Клематис в хрустальной вазе. Мане Около 1880-1883 г.

Мане, Эдуар. Дама с веером

Дама с веером. Мане 1862 г.

Мане, Эдуар. Портрет Лолы де Валанс

Портрет Лолы де Валанс. Мане 1862 г.

Мане, Эдуар. Флейтист

Флейтист. Мане 1866 г.

Мане, Эдуар. Скачки в Булонском лесу

Скачки в Булонском лесу. Мане 1872 г.

Мане, Эдуар. В кафе: кабаре Райхсхоффена

В кафе: кабаре Райхсхоффена. Мане 1878 г.

Мане, Эдуар. Автопортрет с палитрой

Автопортрет с палитрой. Мане 1879 г.

Мане, Эдуар. Белые пионы

Белые пионы. Мане 1864 г.

Мане, Эдуар. Портрет Жильбера-Марселена Дебутена ("Художник")

Портрет Жильбера-Марселена Дебутена ("Художник"). Мане 1875 г.

Мане, Эдуар. Мертвый тореадор

Мертвый тореадор. Мане 1864-1865 г.

Мане, Эдуар. Мямля

Мямля. Мане Около 1878 г.

Мане, Эдуар. Весна (Жанна)

Весна (Жанна). Мане 1881 г.

Мане, Эдуар. Коррида

Коррида. Мане 1865-1866 г.

Мане, Эдуар. Портрет Эмиля Золя

Портрет Эмиля Золя. Мане 1868 г.

Мане, Эдуар. Натюрморт с цветами

Натюрморт с цветами. Мане 1864 г.

Мане, Эдуар. Расстрел императора Максимилиана

Расстрел императора Максимилиана. Мане 1868 г.

Мане, Эдуар. Гитарист Паган и господин Дега

Гитарист Паган и господин Дега. Мане Около 1869 г.

Мане, Эдуар. Партия в крокет

Партия в крокет. Мане 1873 г.

Мане, Эдуар. Дорожные рабочие на улице Берн

Дорожные рабочие на улице Берн. Мане 1878 г.

Мане, Эдуар. Дорожные рабочие на улице Берн. Фрагмент

Дорожные рабочие на улице Берн. Фрагмент. Мане 1878 г.

Мане, Эдуар. Портрет поэта Анри Рошфора

Портрет поэта Анри Рошфора. Мане 1881 г.

Мане, Эдуар. Бой "Кирсарджа" и "Алабамы"

Бой "Кирсарджа" и "Алабамы". Мане 1864 г.

Мане, Эдуар. Натюрморт. Ваза с пионами

Натюрморт. Ваза с пионами. Мане 1864-1865 г.

Мане, Эдуар. Юноша, чистящий груши (Портрет Леона Ленхофа)

Юноша, чистящий груши (Портрет Леона Ленхофа). Мане 1868 г.

Мане, Эдуар. Гавань в Бордо

Гавань в Бордо. Мане 1871 г.

Мане, Эдуар. Подавальщица пива

Подавальщица пива. Мане 1878-1879 г.

Мане, Эдуар. Зрительницы скачек

Зрительницы скачек. Мане 1864-1865 г.

Мане, Эдуар. Натюрморт с лососем

Натюрморт с лососем. Мане 1866-1869 г.

Мане, Эдуар. Портрет Теодора Дюре

Портрет Теодора Дюре. Мане 1868 г.

Мане, Эдуар. Портрет Маргериты де Конфлан в головной накидке

Портрет Маргериты де Конфлан в головной накидке. Мане 1873 г.

Мане, Эдуар. Портрет Лины Кампеноню

Портрет Лины Кампеноню. Мане 1878 г.

Мане, Эдуар. Натюрморт с цветами

Натюрморт с цветами. Мане 1880 г.

Мане, Эдуар. Скачки в Лоншане

Скачки в Лоншане. Мане 1864 г.

Мане, Эдуар. На балконе

На балконе. Мане Около 1868-1869 г.

Мане, Эдуар. Отплытие в Фолкстон

Отплытие в Фолкстон. Мане 1869 г.

Мане, Эдуар. В кафе

В кафе. Мане 1880 г.

Мане, Эдуар. Уголок сада в Бельвю

Уголок сада в Бельвю. Мане 1880 г.

Мане, Эдуар. Железная дорога

Железная дорога. Мане 1872-1873 г.

Мане, Эдуар. Аржантей

Аржантей. Мане 1874 г.

Мане, Эдуар. Самоубийца

Самоубийца. Мане 1877 г.

Мане, Эдуар. В кабачке папаши Латюиля

В кабачке папаши Латюиля. Мане 1879 г.

Мане, Эдуар. Дама в меховой накидке

Дама в меховой накидке. Мане Около 1880 г.

Мане, Эдуар. Уличная певица

Уличная певица. Мане 1862 г.

Мане, Эдуар. Улица Монье, украшенная флагами

Улица Монье, украшенная флагами. Мане 1878 г.

Мане, Эдуар. Кельнерша

Кельнерша. Мане 1878-1879 г.

Мане, Эдуар. На берегу

На берегу. Мане 1873 г.

Мане, Эдуар. Завтрак в ателье

Завтрак в ателье. Мане 1868 г.

Мане, Эдуар. Перед зеркалом

Перед зеркалом. Мане 1876 г.

Мане, Эдуар. Кабачок

Кабачок. Мане 1878 г.

Мане, Эдуар. Жена султана

Жена султана. Мане 1871 г.

Мане, Эдуар. Обнаженная

Обнаженная. Мане 1875 г.

Мане, Эдуар. На концерте в кафе

На концерте в кафе. Мане 1878 г.

Мане, Эдуар. Старый музыкант

Старый музыкант. Мане 1862 г.

Мане, Эдуар. За чтением

За чтением. Мане 1868 г.

Мане, Эдуар. Концерт а кафе

Концерт а кафе. Мане 1879 г.

Мане, Эдуар. Ласточки

Ласточки. Мане 1873 г.

Мане, Эдуар. Портрет мадам Мишель-Леви

Портрет мадам Мишель-Леви. Мане 1882 г.


Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше
Скачать Adobe Flash Player

Rambler's Top100

актёрские курсы спб