художник картина
Портрет Валентина Александровича Серова

Валентин Александрович Серов

Valentin Alexandrovich Serov

7.01.1865 Петербург - 22.11.1911 Москва

Из истории живописи: Модернизм

Картины Валентина Александровича Серова [4 картины]


Краткая информация:

Сын А. Н. Серова. Передвижник, член «Мира искусства». Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1988). Портретам зрелого периода присущи отточенная выразительность и лаконизм, подчеркнутая острота характеристик («М. Н. Ермолова», 1905; «В. О. Гиршман», 1910-1911); произведения на темы сельской жизни («Октябрь. Домотканово», 1895), исторические композиции («Петр I», 1907). Отдельные поздние произведения близки к стилю модерн («Ида Рубинштейн», 1910). Мастер рисунка («Басни Крылова», 1895-1911). Его творчество виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну ) накануне авангарда.

Биография Валентина Александровича Серова

Родился в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). В 1874-75 и 1878-82 брал частные уроки у И. Е. Репина, в 1880-85 посещал занятия в Академии художеств, где его главным наставником был П. П. Чистяков. Очень важны были и уроки современной западноевропейской, в т. ч. французской и немецкой живописи, а также искусства Возрождения и барокко (в частности, живописи Д. Веласкеса).

Жил в Петербурге и Москве. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Не раз жил и работал в Абрамцеве и Домотканове (Тверская область). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и объединения «Мир искусства».

Начало творчества

Первые значительные произведения Серова («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещенная солнцем», 1888; обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусства. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал И. Э. Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой.

Серов быстро выдвинулся в ряд лучших портретистов России, проницательно заостряя самые характерные черты модели и добиваясь предельной живости световоздушной и цветовой среды. Таковы «А. Мазини» (1890), «К. А. Коровин» (1891), «Ф. Таманьо» (1891), «Н. С. Лесков» (1894; все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигает особой непринужденности в женских и детских портретах («Н. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89; «Мика Морозов», 1901; оба — Третьяковская галерея).

«Деревенские» картины

Особую главу составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажем и жанром («Заросший пруд. Домотканово», 1888; «Октябрь. Домотканово», 1895; обе — там же; «Зимой», 1898, Русский музей; «В деревне. Баба с лошадью», 1898; «Стригуны на водопое. Домотканово», 1904; обе — Третьяковская галерея). Тончайшее мастерство, растущее с годами, органически сочетается тут с простотой мотива, тоже возрастающей, так что в итоге скромные, серенькие будни природы и человека оказываются воплощением Искусства как такового, причем самой чистой пробы. Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью.

От живописи мастер естественно и легко обращается к снайперски меткому в постижении натуры рисунку как самостоятельному виду творчества. Эта самоценность рисунка в искусстве Серова особенно четко наметилась с 1895, когда он, получив заказ на иллюстрирование басен И. А. Крылова, начинает работать в зоопарке, создавая замечательные зарисовки животных.

Портреты

На рубеже веков Серов становится лучшим русским мастером светского и придворного портрета. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея; «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. В 1900 он пишет портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея); самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императора.

Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствует в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, 1887) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-07, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907). Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки...» — Русский музей). Но, отвлекаясь от ужасов современности, он создает жизнеутверждающие, при всей их иронии и драматизме, образы родной истории. С 1899 Серов работал над иллюстрациями к книгам о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). В 1900-е гг. мастерство Серова-портретиста достигает апогея.

В этих образах царит большой стиль модерна: культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М. Н. Ермолова», 1905; «Ф. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905; «Г. Л. Гиршман», темпера, 1907; «В. О. Гиршман», 1910-1911; все — Третьяковская галерея; «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей); живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же).

Композиции на античные темы («Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы»; обе — 1910, варианты хранятся в разных собраниях) обретают черты монументальных панно. Монументально-декоративные поиски находят воплощение и в театральных работах художника (эскизы занавеса к балету «Шехерезада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова для «Русских сезонов» С. П. Дягилева — гуашь и другая техника, 1910-1911, разные собрания).

Влияние Серова в русском искусстве было очень значительным благодаря его умению показывать суть художественной проблемы, заостряя ее с предельной изысканностью. Серов плодотворно работал также и как педагог. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897-1909; среди его непосредственных учеников — К. Ф. Юон, Н. Н. Сапунов, П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин.

М. Н. Соколов

Известные картины Валентина Александровича Серова :

Серов, Валентин Александрович. Девочка с персиками

Девочка с персиками. Серов  г.

Серов, Валентин Александрович. Дети

Дети. Серов  г.

Серов, Валентин Александрович. Миропомазание императора Николая Александровича

Миропомазание императора Николая Александровича. Серов  г.

Серов, Валентин Александрович. Портрет Николая II

Портрет Николая II. Серов  г.


Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше
Скачать Adobe Flash Player

Rambler's Top100

встроенный пылесос, Назрань актёрские курсы спб