художник картина
Портрет Ивана Ивановича Шишкина

Иван Иванович Шишкин

Ivan Ivanovich Shishkin

13.01.1832 Елабуга, ныне Татарстан - 08.03.1898 Петербург

Из истории живописи: Передвижники

Картины Ивана Ивановича Шишкина [292 картины]


Краткая информация:

В эпических образах («Рожь», 1878; «Утро в сосновом лесу», 1889) раскрыл красоту, мощь и богатство русской природы (преимущественно лесной). Мастер литографии и офорта. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.

Биография Ивана Ивановича Шишкина

Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Зрелость

В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя...» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни. Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока ). В Елабуге открыт дом-музей художника.

Известные картины Ивана Ивановича Шишкина :

В лесу. Шишкин

Шишкин, Иван Иванович. В лесу

В лесных зарослях. Шишкин

Шишкин, Иван Иванович. В лесных зарослях

В крыму. Шишкин

Шишкин, Иван Иванович. В крыму

В горах Гурзуфа. Шишкин

Шишкин, Иван Иванович. В горах Гурзуфа

В Сиверской. Шишкин

Шишкин, Иван Иванович. В Сиверской

Бурелом. Шишкин

Шишкин, Иван Иванович. Бурелом

В Сестрорецке. Шишкин

Шишкин, Иван Иванович. В Сестрорецке

Буковый лес в Швейцарии. Шишкин

Шишкин, Иван Иванович. Буковый лес в Швейцарии

Бревна. Деревня Константиновка близ Красного села. Шишкин

Шишкин, Иван Иванович. Бревна. Деревня Константиновка близ Красного села

Музеи с работами художника:

  • Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул
  • Астраханская областная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева, Астрахань
  • Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир
  • Вологодская областная картинная галерея, Вологда
  • Государственная Третьяковская галерея
  • Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Поленово, Тульская область
  • Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
  • Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
  • Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль", Ростов, Ярославская область
  • Государственный Русский музей
  • Государственный художественный музей Беларусии, Минск
  • Государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа
  • Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
  • Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
  • Киевский государственный музей русского искусства
  • Киевский государственный музей русского искусства, Киев
  • Кировский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров
  • Костромской государственный объединенный художественный музей, Кострома
  • Краснодарский краевой художественный музей, Краснодар
  • Луганский областной художественный музей, Луганск
  • Львовская государственная картинная галерея, Львов
  • Музей академии художеств, Санкт-Петербург
  • Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
  • Национальная галерея Армении, Ереван
  • Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород
  • Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил
  • Одесский художественный музей, Одесса
  • Омский областной музей изобразительных искусств, Омск
  • Пензенская областная картинная галерея им. К. А. Савицкого, Пенза
  • Пермская государственная художественная галерея, Пермь
  • Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Плес
  • Полтавский областной художественный музей, Полтава
  • Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков
  • Рязанский областной художественный музей, Рязань
  • Самарский художественный музей, Самара
  • Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
  • Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов
  • Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств, Смоленск
  • Таганрогская картинная галерея, Таганрог
  • Харьковский государственный музей изобразительных искусств, Харьков
  • Частное собрание
  • Челябинская областная картинная галерея, Челябинск
  • Ярославский художественный музей, Ярославль







       картины по номерам