художник картина
Портрет Василия Дмитриевича Поленова

Василий Дмитриевич Поленов

Vasiliy Dmitrievich Polenov

20.05.1844 Петербург - 18.07.1927 Борок, сейчас Поленово, Тульская область

Из истории живописи: Передвижники

Картины Василия Дмитриевича Поленова [27 картин]


Краткая информация:

Русский художник и деятель театра. Учился в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 1872–1876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств; много путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции (1881–1882, 1899 и 1909). Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1877–1878, создал много батальных и этнографических зарисовок и этюдов. Был членом «Товарищества передвижников».

Биография Василия Дмитриевича Поленова

Сын Д. В. Поленова. Передвижник. Пленэрные пейзажи («Московский дворик», 1878), бытовые («Больная», 1886), исторические картины. В композициях на евангельские сюжеты стремился к заострению их нравственной проблематики («Христос и грешница», 1886-1887). Театральный художник, организатор народного театра. Автор музыкальных сочинений (опера «Призраки Эллады», романсы). В своем творческом пути органично соединил верность традициям реализма 19 века. с чертами символизма и модерна.

Родился в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова. Учился в Академии художеств (1863-71), брал также частные уроки у П. П. Чистякова и И. Н. Крамского. Как пенсионер Академии художеств, посетил в 1872-76 Италию, Францию и Германию. Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 и как художник-корреспондент — в русско-турецкой войне 1877-1878. Путешествовал по Ближнему Востоку и Греции (1881-1882, 1899 и 1909), Италии (1883-1884, 1894-1895). Был членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Пленэрная живопись

Ранние картины Поленова (такие, как «Право господина», 1874, Третьяковская галерея) решены в духе салонного романтизма. Но славу ему принесли гораздо более естественные и задушевные образы, где влияние И. Е. Репина и А. П. Боголюбова соединилось с богатым опытом работы на пейзажной натуре. Мастерство пленэрной живописи, отдельные черты импрессионизма сочетаются в этих вещах («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все — там же) с задумчивой лирикой, созвучной «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского толка. С годами Поленов стремится придать своей палитре все большую психологическую выразительность («Больная», 1886, там же); его многочисленные — русские и зарубежные — этюды с натуры полны искренней теплоты чувства.

Но это чувства скорее созерцательные, чем драматически страстные или мистические. Поэтому серия евангельских картин, над которой художник истово работал многие годы («Христос и грешница», 1886-87, Русский музей; «На Тивериадском озере», 1888, «Среди учителей», 1896; обе — в Третьяковской галерее) производит двойственное впечатление. Считая, что от церкви, находящейся в состоянии глубокого упадка, свойство дарить людям «счастье и радость» переходит к искусству («Иначе оно ничего не стоит», — из письма В. М. Васнецову, 1888), Поленов стремится решить нравственную сверхзадачу именно в религиозных образах, — которые, однако, очаровывают отнюдь не своим этическим посланием, а живостью пейзажных и этнографических наблюдений.

Театр и архитектура

Черты модерна, с его стремлением к созданию «сверхпроизведений», синтетически объединяющих разные виды искусства, отчетливей всего проявились в театральных и архитектурных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной русской опере С. И. Мамонтова (опера «Призраки Эллады» на музыку самого художника, 1906 и др.), тесно сближая принципы «живописного театра» с музыкально-драматической фактурой пьесы. С 1910 художник активно содействует самодеятельному театральному творчеству, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 — Дом театрального просвещения имени В. Д. Поленова).

Живой интерес мастера к национальной архитектурной старине проявился уже в этюдах, изображающих Теремной дворец и соборы Московского Кремля (1877). Поленов внес большой вклад в русский стиль внутри модерна, создав эскизы церквей, построенных в Абрамцеве (в соавторстве с В. М. Васнецовым, 1881-82) и Бехове под Тарусой (1906). Историческая стилизация под средневековье, характерная для этих храмов, отступает на задний план перед общей комфортностью и пластической выразительностью планировки и объемов в зданиях собственного дома (1891-92) и мастерской (так называемое «Аббатство», 1904) на Оке.

После Октябрьской революции художник жил в своей усадьбе Борок, как на островке старой Руси, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882-1895) были И. И. Левитан, С. А. и К. А. Коровины, А. Е. Архипов, А. Я. Головин.

М. Н. Соколов

Известные картины Василия Дмитриевича Поленова :

Поленов, Василий Дмитриевич. Бабушкин сад

Бабушкин сад. Поленов  г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Заросший пруд

Заросший пруд. Поленов  г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Золотая осень

Золотая осень. Поленов  г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Московский дворик

Московский дворик. Поленов  г.

Поленов, Василий Дмитриевич. На Тивериадском озере

На Тивериадском озере. Поленов  г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Ранний снег

Ранний снег. Поленов  г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Старая мельница

Старая мельница. Поленов  г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Христос и грешница

Христос и грешница. Поленов  г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия

Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия. Поленов 1874 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Ливень

Ливень. Поленов 1874 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Мельница в Вёле

Мельница в Вёле. Поленов 1874 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. В парке. Местечко Вёль в Нормандии

В парке. Местечко Вёль в Нормандии. Поленов 1874 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Барка

Барка. Поленов 1874-1887 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Пруд в парке. Ольшанка

Пруд в парке. Ольшанка. Поленов 1877 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Тивериадское (Генисаретское) озеро. Палестина

Тивериадское (Генисаретское) озеро. Палестина. Поленов 1880-1890-е г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Горелый лес

Горелый лес. Поленов 1881 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Нил у Фиванского пруда

Нил у Фиванского пруда. Поленов 1881 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Парфенон. Храм Афины-Парфенос

Парфенон. Храм Афины-Парфенос. Поленов 1881-1882 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Источник девы Марии в Назарете

Источник девы Марии в Назарете. Поленов 1882 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Деревня Тургенево

Деревня Тургенево. Поленов 1885 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Больная (фрагмент)

Больная (фрагмент). Поленов 1886 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Река Клязьма. Жуковка

Река Клязьма. Жуковка. Поленов 1888 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Русская деревня (Северная деревня)

Русская деревня (Северная деревня). Поленов 1889 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Мечты

Мечты. Поленов 1894 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Монастырь над рекой

Монастырь над рекой. Поленов 1898 г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Речка Свинка, близ Алексина

Речка Свинка, близ Алексина. Поленов 1900-е г.

Поленов, Василий Дмитриевич. Ока близ Тарусы

Ока близ Тарусы. Поленов  г.


Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше
Скачать Adobe Flash Player

Rambler's Top100

Street интернет магазин кроссовок. актёрские курсы спб