художник картина
Портрет Поля Гогена

Поль Гоген

Paul Gauguin

07.06.1848 Париж - 08.05.1903 Атуона, Маркизские острова

Из истории живописи: Постимпрессионизм

Картины Поля Гогена [144 картины]


Краткая информация:

французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы («Брод», 1901, «А, ты ревнуешь?», 1892).

Биография Поля Гогена

Отец Гогена, журналист, после переворота 1851 вынужден был эмигрировать и вскоре умер. До семилетнего возраста Гоген жил в Перу и воспитывался в семье матери, происходившей из знатного перуанского рода. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. С 1855 во Франции, учится в Орлеане, в школе, из которой мечтает сбежать, чтобы стать моряком. С 17-ти лет плавает на судах (1865-71), совершающих рейсы между Южной Америкой и Европой. Затем поступает в банк (1871), делает успешную карьеру, женится, начинает коллекционировать живопись и сам пробует писать картины; знакомится с импрессионистами и вскоре принимает участие в их выставках (1880-82). Живопись всецело захватила Гогена, в 1883 он бросает службу в банке, расстается с семьей (имея пятерых детей), чтобы целиком посвятить себя искусству. Первые его произведения носят подчас подражательный характер («Сена возле Йенского моста», 1875, Музей Орсе, Париж). На выставке в 1886 он экспонирует 19 полотен.С конца1880-х гг. Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма. Мощный творческий темперамент, властный характер, убежденность в своей правоте, самобытный талант — все это выдвинуло Гогена в лидеры. В конце 1880-х гг. он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы; его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург; «Свинопас. Бретань», 1888, частная коллекция, Нью-Йорк). Мастера «Понт-Авенской школы» упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их четким контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода: «клуазонизм» (от франц. cloison — перегородка).Духовные поиски сближают Гогена с символизмом. Он видит задачу художника в том, чтобы проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру («Желтый Христос», 1889, Художественная галерея, Буффало). Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 возвращается в Понт-Авен, зимой того же года появляется в Арле на юге Франции («Арлезианка», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), работает вместе с Ван-Гогом, мечтающим создать братство художников. Однако отношения их кончаются ссорой и разрывом.В 1891 Гоген решает уехать на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми; но и здесь его не оставляют тревоги, заботы, болезни. На Таити его талант обретает удивительную мощь, здесь были созданы самые прославленные его полотна, изображающие свободных прекрасных людей, живущих в единстве с щедрой благожелательной природой. Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин («А, ты ревнуешь?», 1892, Музей изобразительных искусств, Москва), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго», 1892, Музей искусств, Балтимор). Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно («Таитянские пасторали», 1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург).В 1893 Гоген возвращается во Францию, едет в Бретань, осваивает технику гравюры на дереве, однако в1895 вновь возвращается на остров. Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения, и картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897, Институт Курто, Лондон); «Материнство» (1896, коллекция Рокфеллера, Нью-Йорк); большая композиция «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?» (1897, Музей искусств, Балтимор). Порой вера в жизнь возвращается («Сбор плодов», 1899, Музей изобразительных искусств, Москва). В 1901 он переезжает в Атуону (Маркизские о-ва), продолжает работать, несмотря на болезнь («Золото их тел», 1901, Музей Орсе, Париж). Гоген занимался также скульптурой и керамикой, создавая причудливой формы вазы.

Известные картины художника:

А ты ревнуешь? (Aha oe feii?). Гоген

Гоген, Поль. А ты ревнуешь? (Aha oe feii?)

Натюрморт с рыбами. Гоген

Гоген, Поль. Натюрморт с рыбами

Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи. Гоген

Гоген, Поль. Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи

Таитянка с плодами манго. Гоген

Гоген, Поль. Таитянка с плодами манго

Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?. Гоген

Гоген, Поль. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?

Рождение Христа Сына Божьего (Te tamari no atua). Гоген

Гоген, Поль. Рождение Христа Сына Божьего (Te tamari no atua)

Натюрморт с подсолнухами. Гоген

Гоген, Поль. Натюрморт с подсолнухами

Толстое дерево (Te burao). Гоген

Гоген, Поль. Толстое дерево (Te burao)

Пейзаж (Лошадь на дороге). Гоген

Гоген, Поль. Пейзаж (Лошадь на дороге)

Музеи с работами художника:

  • Музей Ван Гога
  • Базель. Семейный фонд Рудольфа Штехелина
  • Балтимор. Художественный музей
  • Музей изящных искусств
  • Королевский музей изящных искусств
  • Будапештский Музей Изобразительного Искусства
  • Буффало (штат Нью-Йорк). Художественная галерея Олбрайта Нокса
  • Вашингтон. Мемориальная галерея Филлипс
  • Национальная галерея искусств
  • Винтертур. Собрание д-ра Оскара Райнхардта
  • Винтертур. Частное собрание
  • Ворчестер . Художественный музей
  • Гамбург. Кунстхалле
  • Гётеборг. Художественный музей
  • Гренобль. Музей изящных искусств
  • Картинная галерея старых мастеров
  • Индианополис. Художественный музей
  • Канзас Сити (штат Миссури). Музей искусств Нельсона-Аткинса
  • Кембридж (штат Массачусетс). Художественный музей Фогга
  • Кливленд (штат Огайо). Художественный музей
  • Копенгаген. Новая Глиптотека Карлсберга
  • Курасики. Художественный музей Охара
  • Лион. Музей изящных искусств
  • Лондон. Галереи института Курто
  • Галерея Тейт
  • Лондон. Художественная галерея Мальборо
  • Лос-Анжелес. Фонд Нортона Саймона
  • Люттих. Музей современного искусства
  • Мадрид. Собрание Тиссен-Борнемиса
  • Миннеаполис (штат Миннесота). Институт искусств
  • ГМИИ им. А.С.Пушкина
  • Музеи Мюнхена - Старая и Новая Пинакотеки, Глиптотека и др.
  • Нортхэмптон (штат Массачусетс). Художественный музей колледжа Смита
  • Норфолк. Музей Крайслер
  • Музей Метрополитен
  • Нью-Йорк. Музей современного искусства
  • Ньюкасл-на-Тайне. Художественная галерея и музей Лэнг
  • Орлеан. Музей изящных искусств
  • Осло. Национальная галерея
  • Париж. Музей Малого дворца
  • Музей Орсэ
  • Париж. Собрание г-жи О. Сенсер
  • Париж. Собрание Поля Розенберга
  • Прага. Национальная галерея
  • Ренн. Музей изящных искусств
  • Сан-Жерменен-Лайе. Монастырский музей
  • Государственный Эрмитаж
  • Сао Паоло (Бразилия). Художественный музей
  • Шведский национальный музей
  • Страсбург. Музей современного искусства
  • Тегеран. Музей современного искусства
  • Токио. Национальный музей западноевропейского искусства
  • Токио. Художественный музей Бриджстоуна
  • Художественный музей
  • Франция. Частное собрание
  • Хартфорд (штат Коннектикут). Атенеум Водсворта
  • Хельсинки. Музей Атенеум
  • Хиросима. Художественный музей
  • Цюрих. Собрание д-ра Фритца и д-ра Петера Натанов
  • Цюрих. Собрание Эмиля Георга Бюрле
  • Частное собрание
  • Художественный институт
  • Швейцария. Частное собрание
  • Штутгарт. Государственная галерея
  • Эдинбург. Национальная галерея Шотландии
  • Эссен. Музей Фолькванга


  



       картины по номерам