Поль Гоген
Paul Gauguin
07.06.1848 Париж - 08.05.1903 Атуона, Маркизские острова
Краткая информация:
французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения и упрощение цвета и линий. В декоративных, эмоционально насыщенных по цвету, статичных по композиции плоскостных полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы («Брод», 1901, «А, ты ревнуешь?», 1892).
Биография Поля Гогена
Отец Гогена, журналист, после переворота 1851 вынужден был эмигрировать и вскоре умер. До семилетнего возраста Гоген жил в Перу и воспитывался в семье матери, происходившей из знатного перуанского рода. Впечатления детства, экзотическая природа, яркие национальные костюмы, беззаботная жизнь в поместье дяди в Лиме остались в его памяти на всю жизнь, сказавшись в неуемной жажде путешествий, в тяге к тропикам. С 1855 во Франции, учится в Орлеане, в школе, из которой мечтает сбежать, чтобы стать моряком. С 17-ти лет плавает на судах (1865-71), совершающих рейсы между Южной Америкой и Европой. Затем поступает в банк (1871), делает успешную карьеру, женится, начинает коллекционировать живопись и сам пробует писать картины; знакомится с импрессионистами и вскоре принимает участие в их выставках (1880-82). Живопись всецело захватила Гогена, в 1883 он бросает службу в банке, расстается с семьей (имея пятерых детей), чтобы целиком посвятить себя искусству. Первые его произведения носят подчас подражательный характер («Сена возле Йенского моста», 1875, Музей Орсе, Париж). На выставке в 1886 он экспонирует 19 полотен.С конца1880-х гг. Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма. Мощный творческий темперамент, властный характер, убежденность в своей правоте, самобытный талант — все это выдвинуло Гогена в лидеры. В конце 1880-х гг. он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), где еще сохранились самобытные нравы, обычаи, верования, старинные костюмы; его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888, Национальная галерея, Эдинбург; «Свинопас. Бретань», 1888, частная коллекция, Нью-Йорк). Мастера «Понт-Авенской школы» упрощают формы, заполняют плоскость холста крупными цветовыми массами, очерчивая их четким контуром, как в перегородчатой эмали, отсюда название их метода: «клуазонизм» (от франц. cloison — перегородка).Духовные поиски сближают Гогена с символизмом. Он видит задачу художника в том, чтобы проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру («Желтый Христос», 1889, Художественная галерея, Буффало). Для Гогена характерна непрестанная жажда перемены мест: в 1887 он внезапно уезжает на Мартинику, в 1888 возвращается в Понт-Авен, зимой того же года появляется в Арле на юге Франции («Арлезианка», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), работает вместе с Ван-Гогом, мечтающим создать братство художников. Однако отношения их кончаются ссорой и разрывом.В 1891 Гоген решает уехать на Таити в надежде найти там воплощение своей мечты о золотом веке, о жизни в гармонии с природой и людьми; но и здесь его не оставляют тревоги, заботы, болезни. На Таити его талант обретает удивительную мощь, здесь были созданы самые прославленные его полотна, изображающие свободных прекрасных людей, живущих в единстве с щедрой благожелательной природой. Он пишет таитянок то на фоне раскаленного песка, розоватые тона которого оттеняют янтарно-смуглые тела женщин («А, ты ревнуешь?», 1892, Музей изобразительных искусств, Москва), то среди тропической зелени («Таитянка с плодом манго», 1892, Музей искусств, Балтимор). Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно («Таитянские пасторали», 1892, Эрмитаж, Санкт-Петербург).В 1893 Гоген возвращается во Францию, едет в Бретань, осваивает технику гравюры на дереве, однако в1895 вновь возвращается на остров. Он переживает тяжелый кризис, его мучают сомнения, и картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897, Институт Курто, Лондон); «Материнство» (1896, коллекция Рокфеллера, Нью-Йорк); большая композиция «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?» (1897, Музей искусств, Балтимор). Порой вера в жизнь возвращается («Сбор плодов», 1899, Музей изобразительных искусств, Москва). В 1901 он переезжает в Атуону (Маркизские о-ва), продолжает работать, несмотря на болезнь («Золото их тел», 1901, Музей Орсе, Париж). Гоген занимался также скульптурой и керамикой, создавая причудливой формы вазы.
Известные картины художника:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музеи с работами художника:
-
Музей Ван Гога
- Базель. Семейный фонд Рудольфа Штехелина
- Балтимор. Художественный музей
-
Музей изящных искусств
-
Королевский музей изящных искусств
-
Будапештский Музей Изобразительного Искусства
- Буффало (штат Нью-Йорк). Художественная галерея Олбрайта Нокса
- Вашингтон. Мемориальная галерея Филлипс
-
Национальная галерея искусств
- Винтертур. Собрание д-ра Оскара Райнхардта
- Винтертур. Частное собрание
- Ворчестер . Художественный музей
- Гамбург. Кунстхалле
- Гётеборг. Художественный музей
- Гренобль. Музей изящных искусств
-
Картинная галерея старых мастеров
- Индианополис. Художественный музей
- Канзас Сити (штат Миссури). Музей искусств Нельсона-Аткинса
- Кембридж (штат Массачусетс). Художественный музей Фогга
- Кливленд (штат Огайо). Художественный музей
- Копенгаген. Новая Глиптотека Карлсберга
- Курасики. Художественный музей Охара
- Лион. Музей изящных искусств
- Лондон. Галереи института Курто
-
Галерея Тейт
- Лондон. Художественная галерея Мальборо
- Лос-Анжелес. Фонд Нортона Саймона
- Люттих. Музей современного искусства
- Мадрид. Собрание Тиссен-Борнемиса
- Миннеаполис (штат Миннесота). Институт искусств
-
ГМИИ им. А.С.Пушкина
-
Музеи Мюнхена - Старая и Новая Пинакотеки, Глиптотека и др.
- Нортхэмптон (штат Массачусетс). Художественный музей колледжа Смита
- Норфолк. Музей Крайслер
-
Музей Метрополитен
- Нью-Йорк. Музей современного искусства
- Ньюкасл-на-Тайне. Художественная галерея и музей Лэнг
- Орлеан. Музей изящных искусств
- Осло. Национальная галерея
- Париж. Музей Малого дворца
-
Музей Орсэ
- Париж. Собрание г-жи О. Сенсер
- Париж. Собрание Поля Розенберга
- Прага. Национальная галерея
- Ренн. Музей изящных искусств
- Сан-Жерменен-Лайе. Монастырский музей
-
Государственный Эрмитаж
- Сао Паоло (Бразилия). Художественный музей
-
Шведский национальный музей
- Страсбург. Музей современного искусства
- Тегеран. Музей современного искусства
- Токио. Национальный музей западноевропейского искусства
- Токио. Художественный музей Бриджстоуна
-
Художественный музей
- Франция. Частное собрание
- Хартфорд (штат Коннектикут). Атенеум Водсворта
- Хельсинки. Музей Атенеум
- Хиросима. Художественный музей
- Цюрих. Собрание д-ра Фритца и д-ра Петера Натанов
- Цюрих. Собрание Эмиля Георга Бюрле
- Частное собрание
-
Художественный институт
- Швейцария. Частное собрание
- Штутгарт. Государственная галерея
- Эдинбург. Национальная галерея Шотландии
- Эссен. Музей Фолькванга
Картины художника:
-
Contes barbares (Варварские сказания)
-
Faa Iheihe (Таитянская пастораль)
-
Fatata Te Miti (Купанье)
-
I Raro Te Oviri
-
Ia Orana Maria (Приветствую тебя, Мария)
-
Les Alyscamps
-
Nafea Faa I poipo? (Когда ты выйдешь замуж?)
-
Nevermore (Никогда больше)
-
Parau Parau (Беседа)
-
Poиmes barbares (Варварские стихи)
-
Rupe Rupe (Сбор плодов)
-
А ты ревнуешь? (Aha oe feii?)
-
Автопортрет
-
Автопортрет "Les Miserables" (отверженные)
-
Автопортрет "На Голгофе"
-
Автопортрет с жёлтым Христом
-
Аннах с острова Ява
-
Ареареа (Озорная шутка)
-
Белая лошадь
-
Большое дерево
-
Большой букет цветов и таитянские дети (Te Tiare Farani)
-
Бретонец, пасущий гусей
-
Бретонская деревня в снегу
-
Бретонская пастушка
-
Бретонские крестьянки
-
Бретонский пастух
-
Бретонский пейзаж
-
Бретонский пейзаж со свинопасом
-
Брод
-
В кафе (Портрет мадам Жино)
-
Ваза с цветами на окне
-
Вайрумати
-
Ветчина
-
Вид Арля
-
Вид на Сен-Маргерит в окрестностях Понт-Авена
-
Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)
-
Воскресенье (Mahana no atua)
-
Всадники на побережье
-
Всадники на побережье
-
Въезд в деревню
-
Голубые крыши близ Руана
-
Горы на Таити
-
Две девушки с цветами манго
-
Две таитянки (Что нового, Parau api)
-
Доброе утро, господин Гоген!
-
Дочка хозяина
-
Жёлтый Христос
-
Женщина в красном
-
Женщина с волосами, убранными в пучок
-
Женщина с цветком
-
Женщины и белая лошадь
-
Женщины на побережье
-
Заснеженный сад
-
Зелёный Христос
-
Зов
-
Интерьер ателье художника на Рю Каркель
-
Капризы (Te faaturuma)
-
Колдун с Хива-Оа
-
Крестьяне, занимающиеся разведением гусей
-
Крестьянский дом в Арли
-
Крутая дорога в Осни
-
Куда ты идёшь? (E haere oe i hia?)
-
Купальщица у мельницы Бойс де Амур, Понт-Авен
-
Купальщицы
-
Купание бретонских мальчиков
-
Луна и Земля (Hina tefatou)
-
Маленькие бретонки у моря
-
Маленький бретонец, поправляющий деревянный ботинок
-
Материнство
-
Мельница Давида в Понт- Авене
-
Мечта (Te rerioa)
-
Морское побережье
-
Морское побережье
-
Мужчина с топором
-
Наве Наве Мое (Источник пресной воды)
-
Над пропастью
-
Натюрморт "a l ami Jacob" (для моего друга Жакоба)
-
Натюрморт "a la fete Gloanec"
-
Натюрморт на фоне гравюры Делакруа
-
Натюрморт с мандолиной
-
Натюрморт с подсолнухами
-
Натюрморт с профилем Шарля Лаваля
-
Натюрморт с профилем Шарля Лаваля
-
Натюрморт с профилем Шарля Лаваля
-
Натюрморт с профилем Шарля Лаваля
-
Натюрморт с профилем Шарля Лаваля
-
Натюрморт с рыбами
-
Натюрморт с фруктами
-
Натюрморт с фруктами, корзиной и ножом
-
Натюрморт с яблоками, грушей и кувшином
-
Натюрморт с японской деревянной гравюрой
-
Нирвана. Портрет Майера де Хаана
-
Обеденный отдых
-
Обнаженная
-
Отахи одна
-
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?
-
Пейзаж (Лошадь на дороге)
-
Пейзаж близ Осни
-
Пейзаж на Мартинике
-
Пейзаж на острове Доминик (Хива Оа)
-
Пейзаж на Таити
-
Пейзаж с лежащей женщиной
-
Пейзаж с фазанами (Matamoe)
-
Плоды манго
-
Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи
-
Портрет мадам Александры Колер
-
Портрет мадам Гоген
-
Портрет мадам Гоген в вечернем платье
-
Портрет Мадлен Бернар
-
Портрет Мари Дерен
-
Портрет скульптора Обе с сыном
-
Портрет Сюзанны Бамбридж
-
Потеря девственности
-
Почему ты злишься? (No te aha oe riri?)
-
Прекрасная Анжель
-
Прекрасная страна (Te nave nave fenua)
-
Приход и уход
-
Пробуждение духа мёртвых (Manao Tupapau)
-
Разговор на Таити
-
Раньше (Mata mua)
-
Рождение Христа Сына Божьего (Te tamari no atua)
-
Рождество
-
Рождество (Be Be)
-
Рынок (Ta matete)
-
Сад на Рю Каркель
-
Сбор урожая в Бретани
-
Сборщики водорослей
-
Символистский автопортрет с нимбом
-
Снег на Рю Каркель
-
Старые девы бредут по зимнему саду в Арле
-
Таинственный источник (Pape moe)
-
Таитянка с плодами манго
-
Таитянка с фруктом. Деталь
-
Таитянки на побережье
-
Там храм (Parahi te marae)
-
Толстое дерево (Te burao)
-
Тополя
-
Трапеза (Натюрморт с бананами)
-
Ундина
-
Хоровод маленьких бретонок
-
Цветы и кошки
-
Четыре танцующие бретонки
-
Чудесные дни (Nave nave mahana)
-
Юная девушка с веером