художник картина
Портрет

Леонардо да Винчи

Leonardo da Vinci

15.04.1452 Винчи близ Эмполи (Тоскана) - 02.05.1519 замок Кло, теперь Кло-Люсе близ Амбуаза, Турень, Франция

Из истории живописи: Возрождение

Картины Леонардо да Винчи [87 картин]


Краткая информация:

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер, последовательно проводивший принцип экспериментального исследования. Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей (написанных на итальянском языке в большинстве справа налево зеркально) были позднее разъединены и хранятся теперь в библиотеках Лондона, Виндзора, Парижа, Милана и Турина.

Биография Леонардо да Винчи

Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи "Тайная вечеря" (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей.

Леонардо да Винчи. Джоконда (Мона Лиза)

Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы ("Джоконда", около 1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов). Леонардо родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской мастерской того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, оба в Уффици, "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. В "Поклонении волхвов" (1481-82, не закончена; подмалевок - в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка.

Леонардо да Винчи. Модонна в скалах

Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам. На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень ("сфумато") предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане.

Тайная вечеря

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись "Тайная вечеря" (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали "Тайную вечерю" одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в непрестанных переездах (Флоренция - 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13; Рим - 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королем Франциском I.

Битва при Ангьяри. Джоконда (Портрет Моны Лизы)

Леонардо да Винчи. Битва при Ангьяри

Во Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503-1506; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание, Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схватке всадников.В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой "Джоконды", около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства; внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке.

Поздние картины

К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), роспись "Святая Анна с Марией и младенцем Христом" (около 1500-1507, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти.

Леонардо да Винчи. Иоанн Креститель

Последняя картина Леонардо, "Святой Иоанн Креститель" (около 1515-1517, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (цикл с "Потопом", итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими "вихревую" космологию Р. Декарта представлениями о цикличности природных процессов.

"Трактат о живописи"

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. "Живопись, - пишет Леонардо, - наука и законная дочь природы..., родственница Бога". Изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает "божественный ум", скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие верховному Творцу. Поскольку он "имеет сначала в душе, а затем в руках" "все, что существует во вселенной", он тоже есть "некий бог".

Леонардо - ученый. Технические проекты

Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.

Оптика

Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.

Анатомия, ботаника, палеонтология

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек

В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец "природной механики". Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о "всемирном потопе". Явив собою идеал ренессансного "универсального человека", Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе "Воскрешенные боги" (1899-1900).

Известные картины Леонардо да Винчи :

да Винчи, Леонардо. Тайная вечеря

Тайная вечеря. да Винчи 1495-1497 г.

да Винчи, Леонардо. Мона Лиза (Джоконда)

Мона Лиза (Джоконда). да Винчи 1503-1505 г.

да Винчи, Леонардо. Крещение Христа

Крещение Христа. да Винчи Около 1472-1475 г.

да Винчи, Леонардо. Дама с горностаем

Дама с горностаем. да Винчи 1485-1490 г.

да Винчи, Леонардо. Копия 16 века с картины Тайная вечеря

Копия 16 века с картины Тайная вечеря. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Мадонна в скалах

Мадонна в скалах. да Винчи 1503-1506 г.

да Винчи, Леонардо. Иоанн Креститель

Иоанн Креститель. да Винчи 1513-1516 г.

да Винчи, Леонардо. Поклонение волхвов

Поклонение волхвов. да Винчи 1481-1482 г.

да Винчи, Леонардо. Витрувианский человек

Витрувианский человек. да Винчи 1487 г.

да Винчи, Леонардо. Портрет дамы (Беатриче д Эсте)

Портрет дамы (Беатриче д Эсте). да Винчи Около 1490 г.

да Винчи, Леонардо. Мадонна в скалах. Мария с младенцем Иисусом, младенцем Иоанном Крестителем и ангелом

Мадонна в скалах. Мария с младенцем Иисусом, младенцем Иоанном Крестителем и ангелом. да Винчи Около 1483-1486 г.

да Винчи, Леонардо. Мадонна Бенуа

Мадонна Бенуа. да Винчи Около 1478 г.

да Винчи, Леонардо. Вакх

Вакх. да Винчи 1511-1515 г.

да Винчи, Леонардо. Благовещение

Благовещение. да Винчи Около 1472-1475 г.

да Винчи, Леонардо. Мадонна с гвоздикой

Мадонна с гвоздикой. да Винчи 1478 г.

да Винчи, Леонардо. Мадонна Литта

Мадонна Литта. да Винчи Около 1490 г.

да Винчи, Леонардо. Анна, Мария и младенец Иисус

Анна, Мария и младенец Иисус. да Винчи Около 1510 г.

да Винчи, Леонардо. Портрет молодой женщины (La belle Ferroniиre)

Портрет молодой женщины (La belle Ferroniиre). да Винчи 1490-1496 г.

да Винчи, Леонардо. Портрет дамы (Джиневры Бенчи)

Портрет дамы (Джиневры Бенчи). да Винчи 1474-1476 г.

да Винчи, Леонардо. Портрет музыканта

Портрет музыканта. да Винчи 1490 г.

да Винчи, Леонардо. Голова

Голова. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Св. Иероним

Св. Иероним. да Винчи Около 1480 г.

да Винчи, Леонардо. Соитие

Соитие. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо.
да Винчи, Леонардо. Автопортрет в преклонном возрасте

Автопортрет в преклонном возрасте. да Винчи 1512 г.

да Винчи, Леонардо. Занятие по композиции Тайная вечеря

Занятие по композиции Тайная вечеря. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Расстояние от Солнца до Земли и размер Луны

Расстояние от Солнца до Земли и размер Луны. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Утробный плод

Утробный плод. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Леда

Леда. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Леда

Леда. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Мадонна Бенуа

Мадонна Бенуа. да Винчи Между 1475-1478 г.

да Винчи, Леонардо. Рисунок женской головы

Рисунок женской головы. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо.
да Винчи, Леонардо. Битва при Ангьяри

Битва при Ангьяри. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Артиллерия

Артиллерия. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо.
да Винчи, Леонардо. да Винчи, Леонардо. да Винчи, Леонардо. Проект летательного аппарата

Проект летательного аппарата. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Рисунок женского торса

Рисунок женского торса. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Рисунок перспективы к картине Поклонение волхвов

Рисунок перспективы к картине Поклонение волхвов. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Напряжение

Напряжение. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Проект летательного аппарата

Проект летательного аппарата. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Изучение мужского тела

Изучение мужского тела. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Мир

Мир. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Рука

Рука. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. да Винчи, Леонардо. Проект летательного аппарата

Проект летательного аппарата. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Голова молодой женщины

Голова молодой женщины. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Изучение матки

Изучение матки. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо.
да Винчи, Леонардо. да Винчи, Леонардо. да Винчи, Леонардо.
да Винчи, Леонардо. да Винчи, Леонардо. Леда

Леда. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо.
да Винчи, Леонардо. да Винчи, Леонардо. Проект боевой колесницы

Проект боевой колесницы. да Винчи Около 1485 г.

да Винчи, Леонардо.
да Винчи, Леонардо. Голова

Голова. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Святая Анна

Святая Анна. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Скелет

Скелет. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Таскания

Таскания. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Схватка

Схватка. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Кисти рук

Кисти рук. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Штуковина

Штуковина. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. да Винчи, Леонардо. Мускулы шеи и плечей

Мускулы шеи и плечей. да Винчи 1515 г.

да Винчи, Леонардо. Спектр

Спектр. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Голова дракона

Голова дракона. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Гротеск

Гротеск. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. да Винчи, Леонардо. Старики

Старики. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо.
да Винчи, Леонардо. Череп

Череп. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Заключённый

Заключённый. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Шея

Шея. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. да Винчи, Леонардо. Вода

Вода. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо.
да Винчи, Леонардо. Осока

Осока. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Череп

Череп. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо.
да Винчи, Леонардо. Старик, вода

Старик, вода. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Старая чета

Старая чета. да Винчи  г.

да Винчи, Леонардо. Изгибы лодки

Изгибы лодки. да Винчи  г.


Для красивого отображения Облака
необходим
Adobe Flash Player 9
или выше
Скачать Adobe Flash Player

Rambler's Top100

курсы рисования с нуля www.selfart.ru актёрские курсы спб